Курс воспитательной дрессировки щенка – занятие 4

место занятия

Обратите внимание на тщательный выбор места для проведения упражнения по социализации. Сейчас необходимо, чтобы на улице, прилегающей к парку, было достаточно многолюдно, ведь целью этого упражнения является именно приучение щенка к спокойному реагированию на этих людей.

время занятия

Общее время занятия — 90 минут. Так же, как и прежде, не отрабатывайте все упражнения подряд. Делайте достаточно большие перерывы. Некоторые упражнения можно отрабатывать утром, некоторые — днем, а некоторые — вечером. Не занимайтесь сразу после кормления — в этом случае вкусопоощрительный метод дрессировки будет неэффективным (щенок не будет или будет крайне неохотно реагировать на лакомство).

лакомство

В качестве лакомства лучше всего использовать вареное мясо. Но подойдет любой продукт, на который щенок очень хорошо реагирует. Лакомство давайте маленькими кусочками, по 5-7 миллиметров (нарезать нужно заранее), с таким расчетом, чтобы щенок не наелся после 3-5 поощрений.

рекомендации

Приступая к данному занятию, убедитесь, что щенок реагирует на сочетание команда + жест при подходе, при посадке и при движении на место с небольшого расстояния. Он также должен спокойно вести себя у автомобиля с включенным двигателем, спокойно реагировать на раздражители улицы, находясь у края парка, и уверенно прогуливаться на поводке, не боясь его натяжения и несильных рывков.

Отрабатывая упражнения сегодняшнего занятия, измените технику дачи лакомства. Теперь жесты при отработке подхода по команде, посадки, движению на место подавайте «чистой» ладонью, в которой нет лакомства. Кусочек мяса в это время держите в другой руке, не показывая его щенку и не привлекая его внимание. После того, как команда выполнена, вы поощряете щенка, давая лакомство другой рукой. Таким образом, вы переходите к работе по жесту, а не вслед за запахом лакомства.

Конечно, если при отработке какого-либо навыка щенок совсем не реагирует на команду и жест, вам необходимо переложить в соответствующую ладонь лакомство и работать, как раньше (привлекая внимание собаки запахом). Но это значит, что ваш питомец еще не усвоил программу предыдущих занятий, и переходить к условиям этого занятия еще рано.

Приступая к отработке упражнений, как всегда, наденьте на щенка ошейник.
Между всеми любыми упражнениями по-прежнему делайте перерыв не менее 5 минут, в течение которых не пытайтесь отрабатывать каких-либо навыков. Пусть собака просто отдохнет и побегает.

упражнение #1

ПОДХОД ПО КОМАНДЕ 10 минут

Упражнение начинайте после 10-минутного выгула.
Итак, возьмите лакомство в правую руку. Подав команду «ко мне», выдержите небольшую паузу (0,5-2 секунды) и подайте жест — левая рука (без лакомства) в сторону. Назад отбегайте только в случае, если щенок реагирует, но медлит с подходом. Подбегающего щенка встречайте правой рукой с лакомством, поглаживанием и командой «хорошо». Не забывайте, что и тон вашего голоса, и весь ваш вид должны выражать радость по поводу выполнения щенком команды. Отработка навыка подхода по команде (как и вся дрессировка щенка на послушание на данном этапе) больше похожи на игру и возможность получить вкусненькое лакомство, а не на работу. Поэтому, если у вас мрачный вид и «упавший» голос, не работайте со щенком в таком состоянии. Так вы только отобьете желание заниматься и у собаки, и у себя. Более всего это касается отработки навыка подхода по команде.
Сегодня после подхода щенка не нужно его задерживать, сразу же отправляйте его гулять снова.
За 10 минут повторите подзыв 5-6 раз.

упражнение #2

ПОСАДКА ПО КОМАНДЕ 10 минут

Лакомство возьмите в левую руку, жест (после команды «сидеть») подавайте правой. Сегодня мы вводим важное усложнение: после посадки щенка необходимо дать выдержку в течение 5 секунд. Делайте это так: после того, как собака села, не отдавайте лакомство сразу, а ждите 5 секунд. Хорошо, если ваш питомец будет терпеливо ждать, тогда вы просто через 5 секунд поощрите его, отдадите лакомство и отпустите снова гулять. Но, скорее всего, щенок, не ожидавший такого поворота событий, начнет беспокоиться и встанет. Быстро переложите лакомство из левой руки в правую и действуйте, как на предыдущих занятиях: привлеките внимание собаки запахом мяса, примените жест. Команду повторять не надо, ведь щенок должен садиться и сохранять это положение после первой команды. После того, как собака вновь сядет, отдайте лакомство и отпустите ее погулять.
Очень важно, чтобы вы отдавали лакомство и поощряли щенка именно в тот момент, когда он сидит, а не тогда, когда он вскочил.
Повторяя упражнение, снова пытайтесь добиться выдержки в 5 секунд. Щенки обычно очень быстро понимают, что от них требуется, и начинают терпеливо ждать. Может быть, это произойдет через 1-2 занятия, не волнуйтесь. Но если ваш питомец вдруг усвоил, что некоторое время нужно посидеть спокойно (а это всегда происходит внезапно — вот он крутился и был неуправляем, а вот он уже сидит столько, сколько надо), не форсируйте ввод усложнений. Не нужно увеличивать время выдержки — это чревато срывами, щенок к таким условиям еще не готов. Мы еще добьемся длительной и надежной выдержки, не нужно пытаться этого сделать за пару занятий.
Как всегда, повторите упражнение 5-6 раз.

упражнение #3

ПРИУЧЕНИЕ К МЕСТУ 10 минут

Это упражнение необходимо провести дома.
Стоя недалеко от места (до 2 метров), подайте команду и выполните жест рукой. Напоминаем, что лакомство в это время зажато в другой руке, а жест вы выполняете «чисто». Если щенок медлит с выполнением команды, увлеките его жестом за ладонью. Пусть рука будет пустой, без лакомства, но сработает условный рефлекс, выработанный на предыдущих занятиях: щенок пойдет за ладонью. Как только он окажется на месте, сразу поощрите его командой «хорошо», лакомством, поглаживанием и отпустите.
Повторите упражнение 5-6 раз.

упражнение #4

ПРИУЧЕНИЕ К СНАРЯЖЕНИЮ 15 минут

Приготовьте намордник. Прогуливаясь со щенком на коротком поводке, продолжайте так же применять натяжения поводка и несильные рывки. Время от времени останавливайтесь, кладите внутрь намордника кусочек лакомства и предлагайте его щенку. Пусть он засунет морду в намордник и съест лакомство. Не нужно задерживать намордник на щенке, сразу же поощрите и отпустите его. Во время прогулки повторите это упражнение несколько раз.
Пусть даже намордник еще великоват для щенка, приучать собаку к нему надо.

упражнение #5

СОЦИАЛИЗАЦИЯ 20-30 минут

Занимаясь на том же месте, где вы проводили упражнения по социализации на предыдущих занятиях, выйдите на тротуар, прилегающий к парку. Прогуливайтесь по тротуару вдоль края парка, внимательно наблюдая за поведением щенка. Если он заинтересованно тянется к прохожим, несильно одергивайте его (он уже должен привыкнуть к управлению поводком). Он должен усвоить, что смотреть на прохожих можно, а нюхать их не надо. Время от времени поощряйте щенка.
Если щенок проявляет беспокойство, успокаивайте и подбадривайте его. Время от времени заводите его в парк, не уходя при этом далеко от дороги. После 1-2 минут возвращайтесь обратно на тротуар.
Если же щенок панически боится, вам придется вернуться к условиям предыдущего занятия и отрабатывать это упражнение до тех пор, пока щенок не привыкнет.

упражнение #6

ПРИУЧЕНИЕ К ПОЕЗДКЕ НА АВТОМОБИЛЕ 15-20 минут

Сегодня введем очередное усложнение.
Прогуливайтесь со щенком непосредственно возле автомобиля, не отходя далеко. Помощник должен за время отработки упражнения три-четыре раза запустить и остановить двигатель. Поощряйте и успокаивайте щенка, если он стремиться обнюхать машину, дайте ему сделать это.
В случае панической боязни обязательно вернитесь к условиям предыдущего занятия и отрабатывайте их столько, сколько нужно.

упражнение #7

РАЗВИТИЕ АПОРТИРОВОЧНОЙ РЕАКЦИИ 10 минут

Заставьте щенка побегать за апортировочным предметом, прежде чем отдадите его. Но старайтесь не переусердствовать, догнать предмет должно быть не настолько сложно, чтобы потерялась заинтересованность. Это же касается и борьбы за предмет. Щенок должен чувствовать сопротивление, но не слишком сильное. Каждый раз отдавайте апортировочный предмет.

повторите это занятие через день,
не торопитесь самостоятельно вводить усложнения

СОВЕТЫ О ТОМ, КАК ИЗБЕЖАТЬ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Никогда не наказывайте щенка и взрослую собаку после подхода по команде «ко мне». Если хотите наказать вашего питомца, лучше поймайте его сами. Взрослой собаке можно дать команду «сидеть» или «рядом», а затем делайте все, что хотите. Но достаточно один-два раза повести себя грубо с собакой, подошедшей по вашей команде, выработку этого навыка можно считать законченной.

Если вы уже успели сделать ошибку, и по незнанию наказывали щенка после подхода, введите вместо команды «ко мне» другую команду, на которую у собаки еще нет отрицательной связи. Например, попробуйте команду «иди сюда». Но теперь строго придерживайтесь правил отработки этой команды. Впоследствии, когда негативная связь на команду «ко мне» затухнет, вы сможете легко перейти на дачу «правильной» команды.

Бывает сложно при дрессировке «войти в образ». Но нужно быть немного артистом, чтобы щенок вам поверил. Ваша радость в то время, когда вы поощряете собаку, должна быть максимально искренней. Только в этом случае поощрение голосом будет эффективным.

Часто на практике невозможно поощрить щенка в тот момент, когда он выполняет требуемое действие. Например, вы посадили его по команде «сидеть», дали команду «хорошо», погладили своего питомца, а как только вы достали лакомство, щенок уже встал. Не беда, главное, что поощрение началось в нужный момент. Не надо нервничать и строго разговаривать с собакой, продолжайте поощрять щенка.

Занимаясь выработкой апортировки, вы должны четко представлять себе, для чего вы это делаете. Цель предлагаемых упражнений — выработка и повышение заинтересованности щенка в апортировке, а не выработка навыка в классическом, «спортивном» виде. Поэтому не нужно пока что заставлять собаку приносить предмет, садиться перед вами с предметом в зубах. Вы это сможете выработать и позже, была бы достаточной заинтересованность собаки в апортировке.

Может случиться так, что отработка большинства упражнений не вызовет никаких проблем, а какой-то навык (социализация, или движение на место) «не пойдет». В таком случае нет смысла тормозить ввод усложнений по большинству навыков. Естественно, ни о каких новых усложнениях по «проблемным» навыкам речи идти не может до тех пор, пока не будут отработаны уже введенные.

Андрей Сидельников. 2002 г.

Добавить комментарий