Тренировка щенка после окончания курса воспитательной дрессировки

Курс воспитательной дрессировки щенка на нашем сайте пользуется большой популярностью, что нас радует. Работа над ним оказалась востребованной, а постоянный рост интереса к курсу свидетельствует о понимании владельцами необходимости работы с собакой. Но у многих посетителей сайта возникает вопрос: что делать после того, как последнее занятие курса отработано? Ведь «взрослую» дрессировку проводить еще рано, а не заниматься со щенком вообще — значит перечеркнуть результаты всей проведенной работы. Ответ однозначен: щенка нужно тренировать.

Что было целью воспитательной дрессировки? Выработка первоначальных навыков послушания, приучение щенка к регулярным занятиям, к физической и психологической нагрузке. Речь не шла о выработке четкой управляемости — безотказного выполнения навыков достигнуть в таком возрасте невозможно. Примеры этого вы можете наблюдать ежедневно:

– ваш питомец начал уверенно садиться по команде, но если в его поле зрения появляется какая-нибудь знакомая (или незнакомая) собака, то он «забывает» все, чему его учили;

– щенок умеет подходить после вашего подзыва и красиво, четко садиться перед вами, но если он «занят» поисками любимой игрушки, то вашу команду он просо не слышит;

– собака идет рядом, вы практически не применяете рывков поводком, но если рядом проехала шумная машина, то ваш питомец может попробовать просто убежать, не обращая на вас никакого внимания.

Во всех этих случаях речь идет о работе в условиях действия отвлекающих раздражителей. И причина сильного отвлечения собаки не только в недостаточной тренированности, но и в том, что ее нервная система пока что просто не готова к нормальной реакции на такие раздражители.

Ваш щенок с удовольствием работает, выполняет все ваши команды и радуется поощрению. Но спустя 15 минут (время может быть разным) он вдруг теряет всяческий интерес к работе, перестает реагировать не только на команды, но и на пищевое подкрепление. Это значит, что щенок просто устал (не физически, речь идет о нагрузке на нервную систему). Выносливость, способность работать долго и надежно также зависит от возраста и от степени тренированности.

Поэтому все недостатки, описанные выше — это не ваши недоработки. Ненадежность в работе щенка — нормальное явление, из-за которого не стоит делать трагедию. Для того, чтобы устранить это недостатки, научить собаку работать четко и безотказно, необходимо две вещи — время и тренировки.

Со временем все более или менее понятно. Как бы вы ни занимались со своим питомцем, не стоит рассчитывать на надежность в работе до годовалого возраста. В практике служебной дрессировки часто случается, что по тем или иным причинам собаку начинают дрессировать в раннем возрасте. Например, можно наблюдать, как в группу включается животное 5-6 месячного возраста. Да, этот щенок может обладать прекрасными врожденными способностями, прекрасной нервной системой и обучаемостью. Но было бы глупо предъявлять на выпускных экзаменах к такой собаке общие требования. На практике проверяющий обычно идет на некоторые компромиссы, стараясь увидеть не то, что делает собака сейчас, а то, что сможет сделать этот дрессировщик с этой собакой через 2-3 месяца. Неважно, о розыскной ли или о специальной службе идет речь.

Абсолютно дико выглядят заявления некоторых кинологов о том, что они смогли бы научить собаку искать наркотики к 6-месячному возрасту. Да, технически это сделать несложно. Но представьте себе такую собаку на службе, когда в течение 12, а то и 24 часов от животного требуется показать результат. Конечно, собаке дают отдых в течение этого времени, но реально на молодую собаку в таких условиях никто не рассчитывает. В полной мере это касается и выработки навыков послушания.

Молодая собака просто не может быть надежно управляема в любых условиях. Это необходимо знать и учитывать.

Второе условие выработки стойких навыков — тренировки.

Тренировки нужно проводить с целью:

  • Приучения собаки к работе в условиях действия сильных
    отвлекающих раздражителей.
  • Доведения выработанных рефлексов до стойких навыков.
  • Выработки динамических стереотипов на команды и обстановку.
  • Последний пункт стоит объяснить поподробнее. Представьте себе, что во время прогулки вы обычно заходите в магазин (за хлебом, например). Ясно, что во избежание конфликтов собаку нужно оставить у порога. Что вы делаете? Вы даете команду «сидеть», предварительно отведя собаку немного в сторону (чтобы не мешать прохожим, и чтобы они не мешали собаке). Для надежности петлю на конце короткого поводка можно набросить на ограждение, торчащий из земли штырь и т.п. (у нас этого добра хватает). Даже если собака сорвется, поводок ее удержит. Желательно чрез витрину наблюдать за поведением собаки, чтобы вовремя его скорректировать. Вы внимательно смотрите на животное, уходя в магазин, и щенок понимает, что вы настроены серьезно.

    Сначала весь это процесс довольно-таки сложен. Но как проходит это мероприятие через 2-3 месяца? Вы подходите к магазину, к тому самому месту, даете команду «сидеть», бросаете поводок и смело идете в помещение, не оглядываясь. Собака с недовольным видом садится и ждет вас. Еще через два месяца все выглядит совсем иначе. Вы подходите к этому же месту (собака без поводка), не даете никаких команд и не останавливаетесь. Собака со скучающим видом самостоятельно садится, и, лениво посматривая по сторонам, ждет вас.

    Что произошло? Выработался динамический стереотип, сначала на команду и обстановку, а затем просто на обстановку. Повторяя изо дня в день этот прием, вы добились надежных действий животного в определенной обстановке. Такое повторение и есть самая настоящая тренировка (хотя со стороны все выглядит, как будто вы просто ходите за хлебом).

    Мало повторять условия последних упражнений курса. Вы должны идти вперед. Постепенно усложняйте условия работы животного, повышайте требования. Если вы вырабатывали движение рядом в парке, перейдите на городские улицы. Вы тренировали подход по команде с собакой, когда она была спокойна и смотрела на вас, переходите к отработке подзыва животного в условиях действия отвлекающих раздражителей.

    Дисциплина вашей собаки зависит прежде всего от вашей собственной дисциплины. Нетрудно заставить животное сесть перед переходом проезжей части. Трудно делать это каждый раз, как бы вы ни торопились.

    Тем не менее, введите правила поведения в той или иной ситуации и всегда требуйте их выполнения. Один раз ослабив требования (пустив собаку на диван, оставив без внимания невыполнение команды) вы перечеркнете недели работы.

    Необязательно заниматься много. Для поддержания и совершенствования навыков достаточно 10-15 минут в день. Но делать это нужно ежедневно. Ну и, конечно, готовьтесь пройти «взрослый» курс дрессировки на послушание. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

    Андрей Сидельников. 10 февраля 2002 г.

    Добавить комментарий