Воспитание щенка: возможные ошибки и их последствия

У вас в доме появился щенок. Немного поутихли первые взрывы восторга и начались будни: кормление, прогулки, прививки и ветеринарные обследования, и, конечно же, воспитание. То есть дрессировка.

Почитав всю «собачью» литературу, которая есть в доме, вы с удивлением обнаруживаете, что практически ничего путного о воспитании щенка в ней нет. Конечно, есть много рекомендаций. Например: «…приучите щенка к своему месту…» А как, собственно? Кроме невразумительного совета «..относить щенка на подстилку, приговаривая: место, место…», который кочует из книги в книгу, вы ничего не обнаружили. Вы читаете «… обязательно приучите щенка к условиям города». Верно сказано! А как? С чего начинать, где и как это делать? И что вообще делать именно сегодня с этим щенком, который все время вертится и путается под ногами? А чем заниматься завтра?

Добавьте к этому еще и дикие советы вроде: «… не выносите щенка на улицу до 3,5 месяцев, иначе он может заразиться и умереть»!? Да по мне лучше пусть он умрет, но будет иметь шанс стать гармонично и полноценно развитой собакой!

И вы начинаете при полном отсутствии опыта, при отсутствии информации, при нежелании дрессировщиков заниматься «щенячьими» проблемами воспитывать собаку сами. Какие опасности подстерегают вас и вашего питомца на пути самостоятельной дрессировки? Какие наиболее характерные ошибки допускают начинающие дрессировщики, и к чему они приводят?

1. ОТСУТСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ

Некоторые владельцы собак ошибочно полагают, что дрессировать собаку нужно начинать в полгода, а то и позже. Такие владельцы считают: главное, чтобы щенок получал полноценное питание, физическую нагрузку, чтобы были сделаны все прививки и т.д, а прекрасно отдрессировать собаку можно и на площадке, когда придет время.

Хочу со всей ответственностью заявить — это все сказочки из серии «Маугли». Мы видели собак, с которыми не занимались вовсе до 9 месяцев. То есть не занимались НИЧЕМ, эти собаки не имели понятия ни об одной команде. Все воспитание сводилось к побоям в случае, если щенок слишком уж бурно играл и мешал хозяевам. Эти собаки превратились в здоровых, жизнерадостных идиотов, не способных учиться и не переносящих сильных раздражителей (боксер в девять месяцев при рывке поводком ложился и начинал выть). Причем от рождения нервная система таких собак должна была быть очень сильной, что подтверждает, в частности, быстрое восстановление и отсутствие каких-либо последствий после прекращения действия раздражителей.

Короче говоря, собака, не дрессируемая с щенячьего возраста, гораздо хуже обучается или не пригодна к дрессировке полностью.

2. ПРИМЕНЕНИЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ НАГРУЗОК И СИЛЬНЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

Многие впадают в другую крайность. Во время выработки навыков послушания такие владельцы применяют методики, рассчитанные на взрослых собак. В результате очень быстро наступает передрессировка, возникает стойкая боязнь дрессировщика, а зачастую и срыв нервной системы щенка.

При работе со щенком необходимо применять совершенно иные методы дрессировки и режимы нагрузки. Нужно знать и всегда помнить, что мягко воздействуют на нервную систему вкусопоощрительный, подражательный методы, метод использования в качестве стимула и поощрения апортировочного предмета, а также метод наталкивания. (Подробнее о методах дрессировки читайте материал в воскресной школе «методы дрессировки».)

Конечно, с помощью этих методов невозможно добиться безотказности в работе. К этому и переходим.

3. ПОПЫТКИ ДОБИТЬСЯ БЕЗОТКАЗНОСТИ В РАБОТЕ

Многие, выработав первоначальные условные рефлексы у щенка, стараются довести их до стойких безотказных навыков. Это является грубой ошибкой, так как нервная система собаки еще не способна выполнять такую тренировочную работу. Вы должны понять, что ваша цель — именно выработка первичного поведения, первоначальных условных рефлексов (конечно, и приучение к раздражителям), но никак не доведение этих навыков до совершенства.

Дело в том, что безотказность в работе можно выработать только «жесткими» методами: контрастным, механическим. А применение этих методов для дрессировки щенка чревато проблемами, о которых мы говорили выше (чрезмерные нагрузки и сильные раздражители).

4. НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ УПРАЖНЕНИЯМ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ

Прогуливаясь со щенком возле дома, а также в любимом парке, владелец часто бывает уверен, что его питомцу для социализации этого хватает. А как же, ведь людей он видит, машины тоже, да и собак в парке сколько угодно… Когда собака подрастает, некоторые странности могут оказаться неприятным сюрпризом. Например, собака боится троллейбусов. Или подземных переходов. Или мотоциклов. Дополнять этот список можно почти бесконечно.

Главный принцип, которым руководствуются профессионалы, — все ситуации, которые могут возникнуть в службе (читайте: в жизни) нужно не просто предусмотреть, их нужно отработать. Нельзя надеяться на свою собаку, нужно знать, что она сработает в конкретной ситуации. А это знание дается только тренировками.

Поэтому социализацией собаки нужно заниматься планово, приучая животное к раздражителям последовательно и постепенно, не упустив ничего, что может встретиться в жизни собаки.

Андрей Сидельников. 10 сентября 2001 г.

Добавить комментарий