Выработка навыка

Выработка любого поведения, состоящего из простых условных рефлексов, или из длинной цепи навыков, выполняемых один за другим, заключается в постепенном вводе и отработке усложнений. Отрабатывая посадку по команде, вы сначала приучаете собаку садиться слева от вас, контролируя положение тела животного и не отходя от него ни на шаг. После отработки этого этапа вы можете отойти на метр. Так, постепенно увеличивая дистанцию и время выдержки, вы доводите сложность этих элементов до требуемой. Следующий этап программы выработки – работа в условиях отвлекающих раздражителей.

Когда последовательность ввода усложнений расписана пошагово, да еще именно для вашей собаки, вопросов и трудностей в работе практически не возникает. Но как самому составить программу выработки навыка?

Сегодня мы научимся составлять такую программу. Независимо от сложности навыка, его характера, базы, на которой он вырабатывается, последовательность работы всегда одинакова.

Рассматривая эту последовательность, вы увидите, что важная часть работы – теоретическая. Она проводится в вашей голове, и от ее результатов зависит весь успех дрессировки. Теоретическую работу мы выделим синим цветом.

Практическую работу в тексте занятия легко отличить по красным заголовкам этапов и составных частей программы.

Первое, с чего необходимо начать при выработке навыка это:
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВЫРАБОТКИ НАВЫКА

При составлении программы вы должны:

– выбрать методику;

– подобрать раздражители в зависимости от пола, возраста, преобладающей реакции поведения, типа ВНД, уровня подготовленности собаки;

– подобрать систему подкреплений.

Выбор методики подразумевает подбор режима упражнений, нагрузки, интенсивности занятий. Так, для собак с сильной, уравновешенной, умеренно подвижной нервной системой оптимальной методикой выработки навыка движения рядом будет интенсивная методика дрессировки. При такой системе упражнения проводятся в общей сложности до 40-60 минут на занятии. Перерыв после такого занятия – не менее двух дней, что позволяет нервной системе животного полностью восстановиться. Но интенсивную методику можно применять только для собак с действительно сильной нервной системой, иначе срывы неизбежны. Если с силой нервной системы определенные проблемы, интенсивность занятий нужно выбирать ниже, соответственно время восстановления также будет другим. При чрезмерно подвижной, а также слишком инертной нервной системе методику нужно разрабатывать соответственно.

Подбор раздражителей зависит от индивидуальных особенностей животного. Так, собаку с низкой пищевой мотивацией бесполезно дрессировать вкусопоощрительным методом. Если у такой собаки высока заинтересованность в апортировке, нужно подумать, не стоит ли применить эту мотивацию в дрессировке. Применяя парфорс для дрессировки молодой собаки вы можете сорвать ее нервную систему, но для 3-4 летнего кобеля с сильной нервной системой и доминирующей агрессией применение сильных раздражителей необходимо. Неправильный выбор раздражителей ставит под сомнение даже успешную выработку первоначальных условных рефлексов.

Более подробно на дрессировке собаки с учетом ее индивидуальных особенностей мы становимся в следующем выпуске школы.

Подбор системы подкреплений также зависит от особенностей животного. Но при анализе этого пункта необходимо принимать во внимание и характер отрабатываемого навыка. Например, при выработке навыка охраны территории частного дома от вторжения посторонних лиц во время активной работы собаки неуместно применять пищевое подкрепление, даже если у животного отлично развита пищевая реакция поведения. Вы будете только отвлекать собаку от работы. Во время отработки навыка лучше ограничиться поощрением голосом, похлопыванием по груди, то есть, с использованием звуковых и механических раздражителей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ

На данном этапе начинается практическая работа с собакой. Основная задача – ввод условного подкрепления. Часто во время выработки отдельных навыков нет необходимости использовать привычные для собаки виды подкрепления (поощрения). Например, во время отработки движения рядом вы не всегда сможете дать щенку лакомства. В таком случае вы будете вынуждены использовать так называемое условное подкрепление. Наиболее распространенный вариант – команда “ХОРОШО”. Само по себе это слово не несет никакого биологического значения. Но часто произнося его в комплексе с дачей лакомства, с поглаживанием, вы закрепляете его в качестве условного подкрепления.

Это кажется очевидным и не стоящим того, чтобы выносить данный момент в отдельный этап дрессировки, пусть и подготовительный. Но при выработке ряда специальных навыков отработка этого этапа необходима. Так, перед началом постановки собаки на поиск запаховых веществ необходимо закрепить в качестве условного подкрепления апортировочный предмет, с помощью которого и проводится вся работа.

Впоследствии, используя условное подкрепление, можно дрессировать собаку, не применяя ни лакомство, но контактные виды поощрения. Так вы сможете поощрять животное, не отвлекая его от работы.

На данном этапе применяется 100%-е подкрепление (каждый ответ собаки на раздражитель поощряется независимо от качества работы).

Теперь самое время остановиться и опять заняться теорией. Необходимо определить ПОРЯДОК ВВОДА УСЛОЖНЕНИЙ

Усложнения – это ступеньки лестницы, по которым вы проведете свою собаку на пути к четко отработанному навыку. При отработке подзыва по команде усложнения будут такими:

– подход после подзыва;
– подход после подзыва с последующей посадкой;
– подход после подзыва с последующей посадкой и выдержкой;
– подход после подзыва с последующей посадкой и выдержкой с последующим переходом и посадкой в положении “рядом” по команде;
– выполнение навыка в условиях действия отвлекающих раздражителей.
Навык вы будете отрабатывать именно в такой последовательности, и чем четче определен порядок ввода усложнений, тем легче работать.

I ЭТАП ДРЕССИРОВКИ
Именно на этом этапе проводится первоначальная выработка условного рефлекса. Она может проводиться двумя методами, каждый из которых применим в соответствующих ситуациях. В зависимости от характера вырабатываемого навыка вы должны выбрать тот или иной метод.

МЕТОД 1
Выработка первоначального условного рефлекса. Подробно этот метод описан в выпуске воскресной школы “Условия образования условных рефлексов”

Метод достаточно хорошо работает при выработке сравнительно простых навыков: посадка по команде, укладка, выдержка. Характерная особенность метода – с самого первого повторения вырабатывается связь на индифферентный (безразличный) раздражитель, который при этом превращается в условный. То есть, вы сразу приучаете собаку садиться именно в ответ на команду “СИДЕТЬ”. Метод прекрасно объясняется условиями образования условных рефлексов.

Но при выработке более сложного поведения данная схема не работает. В таком случае необходимо применять

МЕТОД 2
При использовании этого метода мы сначала вырабатываем необходимое поведение. Задача дрессировщика – организатора занятия создать такие условия, при которых собака совершит необходимые ему действия. Например, при отработке первоначального развития злобы и хватки вся работа фактически проводится помощником. В ответ на его выпады, приседания и отскакивания, на игру и танцы с элементами угрозы собака проявляет агрессивную реакцию и реакцию добычи (хватка за рукав). При этом собаке абсолютно безразлична команда “ФАС”, гораздо большее значение имеет условное подкрепление, которое дрессировщик предварительно выработал. Дрессировщик должен заботиться о том, чтобы регулярно создавать такую ситуацию, в которой собака стабильно проявляет нужное поведение.

Другой пример выработка навыка движения рядом. При длительной отработке упражнения собака реагирует на рывки поводком, на поощрения голосом, на запах лакомства или вид апортировочного предмета (в зависимости от применяемой методики), и меньше всего реагирует на команду “РЯДОМ”. Это нормально, ведь задача сейчас – заставить собаку в конкретных условиях, на конкретном маршруте идти в правильном положении рядом с дрессировщиком.

После того, как цель достигнута, дрессировщик переходит к установлению зависимости от стимула. Теперь, когда собака более или менее стабильно проявляет нужное поведение в определенных условиях, вводится стимул (команда, будущий условный раздражитель, но это все одно и то же). Серией повторений с обязательным подкреплением связь между стимулом и поведением закрепляется. После того, как собака начинает хотя бы в 50 % случаев реагировать на команду (независимо от качества реакции), I этап дрессировки можно считать пройденным.

Может возникнуть вопрос: к чему такие сложности? Есть команда – есть выполнение. Но именно вторым методом достигается самостоятельная работа собаки в соответствующих условиях.

Помощник проникает на территорию частного дома – собака самостоятельно его задерживает и охраняет при прекращении сопротивления. БЕЗ КОМАНДЫ.

Собака чувствует запах взрывчатки и самостоятельно садится перед миной. БЕЗ КОМАНДЫ.

Собака подходит к проезжей части и садится перед краем тротуара. БЕЗ КОМАНДЫ.

К вам подходят сзади и толкают вас в спину. Собака атакует напавшего. БЕЗ КОМАНДЫ.

Все эти навыки выработаны на обстановку. Хоть зависимость от стимула впоследствии была установлена, собака продолжает реагировать на подобную обстановку самостоятельно, а не только по команде дрессировщика.

При отработке первого этапа дрессировки подкрепление также 100%-е. Каждая сработка собаки поощряется.

После того, как отработан первый этап и выработано первоначальное поведение (первоначальный условный рефлекс), необходимо провести РАЗБИВКУ НА КРИТЕРИИ

Дрессировщик должен разбить вырабатываемый навык на критерии. Например, при выработке подхода по команде собаку нужно научить подходить к дрессировщику по команде, самостоятельно садиться перед ним, по команде переходить в положение “рядом”, садиться в этом положении. Можно установить следующие критерии:
– скорость подхода;
– правильность и место посадки перед дрессировщиком;
– четкость и скорость посадки;
– скорость и четкость перехода в положение рядом после выдержки;
– правильность и четкость посадки в положении “рядом”;.
– устранение времени задержки
Все перечисленные моменты и будут являться критериями. Необходимо каждый навык разбивать на критерии, прежде чем вы начнете совершенствовать выработанное поведение. Последний критерий не зря выделен. Устранение времени задержки – обязательный критерий при выработке любого навыка, который учитывается последним. Этот критерий подразумевает сокращение до минимума времени между вашей командой и ее выполнением собакой. Например, после выработки первоначального условного рефлекса вы видите, что собака подходит к вам по команде четко, но спустя непозволительно долгое время после команды – до 20 секунд. Эти 20 секунд и будут временем задержки.

Именно по критериям необходимо улучшать поведение собаки, а не “подзыв по команде” в целом.

II ЭТАП ДРЕССИРОВКИ

Он начинается с ввода вариабельной шкалы подкрепления.
Суть этого понятия заключается в том, что вместо 100-%-ного поощрения собаки после подхода дрессировщик начинает поощрять своего питомца один раз из двух-трех выполненных приемов. То есть в 70 % случаев собака подходит по команде, садится, но поощрения не получает. Причем такое вариабельное подкрепление применяется нешаблонно – животное не должно усваивать, что поощрение будет строго на третий раз после двух “холостых” попыток. Собака должна ждать, когда же дрессировщик наконец-то ее поощрит, и каждый раз для него поощрение должно быть приятной неожиданностью.

После этого необходимо остановиться на первом критерии, в нашем примере – скорость подхода; и ослабить требования по остальным критериям. То есть, вы не обращаете внимания на четкость и правильность посадки, на четкость перехода в положение рядом и на все остальное. Вы отрабатываете только скорость подхода. Для этого используйте вариабельную шкалу подкрепления. То есть, поощряйте собаку только за наиболее быстрый подход. Остальные “попытки” игнорируйте, не поощряйте собаку, но и не наказывайте. Очень быстро собака начнет стараться подходить быстрее, чтобы получить поощрение. Усильте требования и поощряйте животное еще за более высокую скорость подхода. Не переходите к следующему критерию до тех пор, пока не добьетесь желаемой скорости подхода. Старайтесь не форсировать условия, повышайте требования небольшими градациями, чтобы собака всегда смогла реально выполнить ваши условия и получить поощрение.

Переходя на отработку следующего критерия, снизьте требования по всем остальным, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПО СКОРОСТИ ПОДХОДА.

Отработав следующий критерий, в нашем примере – правильность и место посадки перед дрессировщиком; на некоторое время объедините два критерия, поощряя собаку за соответствие работы двум условиям.

Таким образом отработайте все критерии, временно снижая требования по остальным и объединяя после отработки критерия все предыдущие. Последним отработайте устранение времени задержки. То есть, заканчивая отработку II этапа дрессировки, поощряйте собаку только в случае, если она не только четко и правильно выполнит навык, но и быстро среагирует на команду.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ

На заключительном этапе отрабатываются следующие элементы:

Перенос стимула
Перенос стимула – это установление зависимости выработанного поведения от другого стимула. Естественно, этот элемент отрабатывается только в случае необходимости. Например, вы выработали навык проверки территории объекта с задержанием помощника (если он на ней есть) по команде “ИЩИ”. Теперь можно легко приучить собаку работать по сигналу технических средств. Установите лампочку и звуковой сигнал. Помощник, заставив сработать датчик, проникает на территорию. После того, как сработает сигнализация, вы даете команду “ИЩИ” и пускаете собаку. Понадобится всего несколько повторений, чтобы перенести стимул. Теперь собака так же реагирует на свет лампочки и звук сигнала, как и на вашу команду. Все! Охраннику можно спокойно спать ;-)))

Ослабление стимула
Выработав навык движения рядом по команде, вы перенесли стимул на хлопок ладонью по бедру (вам так нравится, ну что сделаешь). Теперь можно приучить собаку работать на ослабленный стимул: после некоторой работы достаточно будет не хлопка, а движения одним пальцем. Ослабление стимула применяется всегда, когда нужно сделать команду дрессировщика менее заметной для окружающих людей.

Повторим еще раз, из чего состоит ВЫРАБОТКА НАВЫКА

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВЫРАБОТКИ

  • выбор методики
  • подбор раздражители в зависимости от пола, возраста, преобладающей реакции поведения, типа ВНД, уровня подготовленности собаки
  • подбор системы подкреплений
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ

  • ввод условного подкрепления
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ВВОДА УСЛОЖНЕНИЙ

    I ЭТАП ДРЕССИРОВКИ

  • метод 1
  • выработка первоначального условного рефлекса
  • метод 2
  • выработка необходимого поведения
  • установление зависимости от стимула
  • РАЗБИВКА НА КРИТЕРИИ

    II ЭТАП ДРЕССИРОВКИ

  • ввод вариабельной шкалы подкрепления
  • отработка каждого критерия небольшими градациями с ослаблением остальных критериев
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ

  • перенос стимула
  • ослабление стимула
  • Андрей Сидельников, 2001 г.