Поиск НВ. 5. Описание упражнений

Описание упражнений, отрабатываемых на занятиях.

Занятия по досмотру автотранспорта, багажа, грузов, дифференцировки.
(№№ 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13,14,16, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 28, 29, 31, 33, 34, 36, 38, 39, 41, 42, 43, 45) всего 28 — занятий

Занятие № 1.
Упражнение № 1. В течение 5 минут занимаемся апортировкой (подготовительные упражнения 1-9). После того, как по одному разу будет отработано каждое упражнение, дрессировщик с собакой подходит к автомашине. Сразу необходимо учиться занимать правильное положение перед пуском собаки на досмотр (рисунок N 7). Ветер, если он есть, должен дуть сбоку. Исходное положение инструктора с собакой 2-3 метра от бампера. Необходимо стоять немного сбоку от линии движения машины с подветренной стороны. Собака должна видеть всю подветренную сторону машины. Движение собаки вокруг объекта досмотра – сложный динамический стереотип, вырабатываемый серией упражнений на нескольких занятий. Поэтому с первого занятия движение собаки должно совершаться только в одну сторону, обычно по часовой стрелке. Нельзя заставлять собаку при одном пуске двигаться в одном направлении, а при другом — в противоположном. Если направление ветра к следующему занятию изменилось, и возникла необходимость начинать досмотр с другой стороны машины, необходимо выбрать новую начальную точку, но у собаки должен вырабатываться стойкий навык движения по часовой стрелке.
Выполняя упражнение № 7 (см. подготовительные упражнения), перед пуском активизируем обонятельный анализатор собаки.
Делаем это следующим образом:
Заняв исходное положение в 2-3 метрах от бампера, инструктор усаживает собаку рядом с собой. Помощник находится возле ближнего колеса автомашины. Достав апортировочный предмет с запахом НВ, дрессировщик привлекает к нему внимание собаки, удерживая ее левой рукой за ошейник.
Когда собака возбудится и попытается схватить предмет, дрессировщик бросает его помощнику. Никаких запрещающих команд, одергиваний производить нельзя! Дрессировщик просто держит собаку за ошейник, командой «хорошо» поощряя попытки собаки сорваться за апортировочным предметом. Короткий поводок пристегнут, его конец зажат в левой руке. Помощник машет предметом перед собакой и быстро отступает назад. Положив предмет на одну из нижних деталей машины, помощник отбегает в сторону.
Вновь усадив собаку рядом, дрессировщик, придерживая левой рукой снизу челюсти собаки, правой достает контейнер с источником запаха и подносит его к носу собаки, дает команду «нюхай». Достаточно, если собака сделает 2-3 вдоха. Ошибочным считается мнение, что источник запаха необходимо держать чуть ли не 15 секунд, то удаляя, то приближая его к носу.
Во-первых, при этом затормаживается стремление собаки броситься за апортировочным предметом;
Во-вторых, преобладающим в этом случае становится процесс торможения — выдержка положения рядом с дрессировщиком, после чего трудно рассчитывать на активность собаки при поиске предмета;
В-третьих, для обонятельного анализатора собаки не составляет труда идентифицировать запах, сила которого достаточна, чтобы его почувствовал даже человек. Отличный результат собака показывает даже после одного вдоха при занюхивании.
Убрав контейнер, дрессировщик дает команду «ищи» и жест- прямая рука ладонью вниз
вытянута в сторону объекта досмотра. Дрессировщик должен быстро двигаться за собакой, не допуская рывков и натяжений поводка. Если собака активно принюхивается, активно ищет предмет, никаких команд подавать не надо.
Если же собака отвлеклась от объекта досмотра, или просто стала на месте и стоит, дрессировщик жестом и командой вновь отправляет собаку на досмотр. Не надо при этом таскать собаку за поводок и выбирать удобную позицию. Необходимо с места, где возникли трудности, управлять собакой.
Многие считают, что жест можно давать только правой рукой. Жест нужно давать ближней, к объекту досмотра, рукой. Главное условие правильной подачи жеста — собака должна видеть дрессировщика, смотреть на него, а не стоять к нему спиной. Если собака, проявлявшая в исходном положении активность, упорно не находит предмет, дрессировщик «оживляет» апортировочный предмет рукой, собака берет его; поощрив собаку и выполнив пробежку, дрессировщик вновь занимает исходное положение. Все упражнение повторяют сначала, за исключением: занюхивание источника запаха не производится. Собака пускается практически вплотную за помощником, а предмет берет через мгновение после того, как помощник положит его и уберет руку. Дрессировщик контролирует собаку при помощи короткого поводка.
Сразу после того, как собака схватит предмет, помощник делает попытку отобрать его. Дрессировщик дает команду «хорошо» и выполняет пробежку 50 метров. Упражнение выполняется с одной собакой 2-3 раза, после чего в исходное положение становится следующий дрессировщик. Всего группа, занимающаяся на объекте досмотра, должна составлять не более 5-6 инструкторов с собаками. Каждый выполняет по три подхода (2-3 повторения упражнения в каждом подходе). В паузе между подходами дрессировщики выгуливают собак, занимаются упражнениями по апортировке, стараясь не перегружать собак. Упражнениями по послушанию в день занятий по спец. подготовке заниматься нельзя! Общее время выполнения упражнения группой не более 45 минут.

Упражнение № 2.
На площадке размещается 5-6 чемоданов, сумок (рис 7) . Ветер должен быть боковой, но никак не вдоль чемоданов. Иначе шлейф запаха НВ попадает на соседний чемодан (сумку), что сильно затрудняет работу неподготовленной собаки. При досмотре багажа, грузов закладки НВ необходимо помещать в одни и те-же объекты.
Запах больших количеств НВ, а некоторых веществ и малых количеств, сохраняется в чемодане и ящике в течение нескольких дней. Поэтому, с самого начала необходимо подобрать 3-4 объекта ручной клади (сумки, дипломаты, чемоданы, ведра) и грузов (ящики разной формы, размеров и окраски) и закладывать НВ только в них.
Чтобы случайно не перепутать объекты, их необходимо пометить. Метка не должна быть видна дрессировщику, так как по условиям некоторых упражнений дрессировщик не должен знать, где находятся закладки. Удобно метить чемоданы, ящики снизу. Исходное положение инструктора с собакой 2-3 метра от первого чемодана. В помеченный чемодан помещается закладка НВ в контейнере. Дрессировщик и помощник действуют так же, как в упражнении № 1 данного занятия. Помощник кладет апортировочный предмет на чемодан с закладкой НВ.
После активизации обонятельного анализатора собаки контейнером для занюхивания, дрессировщик
жестом и командой запускает собаку, держа конец короткого поводка в левой руке. Как только собака схватит предмет, дрессировщик поощряет собаку и выполняет пробежку до 50
метров. В это время помощник убирает чемодан с закладкой НВ в сторону, ставит на его место заранее приготовленный объект с закладкой НВ другого типа (например, сумку, дипломат и т.д.). Это необходимо для того, чтобы у собаки не выработался рефлекс поиска источника запаха в объектах одного и того — же типа. Если прятать НВ только в черные чемоданы, то собака будет искать закладку только в них. Кроме того, у собак может выработаться рефлекс на место расположения объекта с источником искомого запаха — например, второй с конца. Поэтому, заменив чемодан на сумку, помощник меняет несколько объектов местами.
Выполнив пробежку, дрессировщик забирает апортировочный предмет у собаки и занимает исходное положение. Упражнение повторяется, предмет всегда кладется на сумку (чемодан) с закладкой НВ. Для того чтобы запах НВ, который испускает закладка, не только заполнил внутреннее пространство чемодана (сумки), но и вышел в достаточном количестве наружу, необходимо время (10-15) минут. Поэтому, перед началом отработки данного упражнения необходимо приготовить 3-4 объекта (заложить закладку), хотя при каждом пуске мы используем только один объект. Для того чтобы запах изнутри чемодана (сумки) вышел через щели, помощник должен 1-2 раза нажать на чемодан (сумку). Он сработает, как кузнечные меха и выпустит воздух наружу. Чтобы исключить ориентирование собаки на запах помощника, тот должен после окончания всех приготовлений прикоснуться ладонью к каждому объекту досмотра.

Упражнение № 3
Общее расположение предметов представлено на рисунке 8. Шесть ящиков располагаются близко один к другому, в ряд. Техника выполнения аналогична упражнению № 2 данного занятия. Занятие № 1 — выполнение упражнения № 7(подготовительные упражнения) на объектах досмотра. В местах, куда помощник кладет предмет, заранее (не менее чем за 15 минут) закладывается контейнер с НВ. Апортировочный предмет помощник кладет непосредственно в зону распространения запаха НВ. Серией упражнений у собаки вырабатывается связь между месторасположением предмета и запахом НВ.
Естественно, между разными пусками у нас нет возможности поменять месторасположение закладки на А/М (останется фоновый запах, да и на новом месте закладка должна лежать 10-15 минут). Поэтому необходимо иметь 3-4 автомашины на первом же занятии, и каждый пуск совершать на новую машину. При досмотре багажа и грузов проблема решается легче, (см. описание упражнения № 2).
На данном занятии помощник не прячет предмет и не делает отвлекающих движений. На каждой точке — машины, грузы, багаж — выполняется 3-4 подхода по 3 повторении. При выполнения упражнений собаки должны быть в возбужденном состоянии, причем, активность должна быть направлена на добычу и овладение апортировочным предметом.
В день занятий специальной дрессировкой нельзя заниматься упражнениями по послушанию. На досмотровой площадке и перед пуском на нее собаку нельзя наказывать, нельзя задергивать ее отработкой общедисциплинарных навыков, нельзя вызывать проявление тормозных рефлексов (выдержки, команды «ФУ» и т.д.). Занятия досмотром автотранспорта, досмотром багажа и досмотром грузов проводятся параллельно на разных точках. На каждой точке руководит отработкой помощник руководителя занятия, который ведет учет выработки навыков каждой собаки и одновременно выполняет функции помощника дрессировщика (манипулирует закладками, апортировочными предметами).
Отработка упражнений занимает около 45 минут (при численности группы 5 человек).
После отработки упражнений группы меняют место занятий. Дифференцировка отрабатывается параллельно, независимо от степени отработки упражнений 1-3. Дифференцировкой руководит 4-й помощник руководителя занятий. Он ведет общий учет, вызывает по одному дрессировщиков. Целесообразно, чтобы руководители занятий на учебных точках оставались на них от начала до конца, просто меняясь группами. Такая «специализация» инструкторов-помощников благоприятно сказывается на качестве выработки навыков, как у собак, так и у дрессировщиков. Руководитель занятий осуществляет общий контроль и выборочно проверяет работу на точках. При разборе занятия инструктора на учебных точках подводят итоги, объявляя всем дрессировщикам общие и частные недостатки, выставляют оценки за работу собакам и дрессировщикам. Разбор ошибок и обмен мнениями после занятий обязателен.
Итого, для проведения первого занятия необходимо (на 15 дрессировщиков):
— 4 инструктора — помощника руководителя занятия на учебных местах плюс один руководитель занятий;
— 4 автомашины;
— контейнер для занюхивания — на каждого;
— 13-14 мест багажа и ручной клади, из них 4 с закладками НВ (с учетом запаса на случай, если какая-либо собака оправится на багаж);
— 13-14 объектов груза, из них 4 с закладкой НВ;
— 3 дифференцировочные установки с банками без крышек (две из них-запасные);
— 20 апортировочных предметов с запахом НВ;
— 4 закладки НВ для А/М (итого для всего занятия, для всех точек — 15 закладок НВ).

Упражнение № 4 Дифференцировка.
Исходное положение перед дифференцировочной установкой на расстоянии 2-3 метра (рис. N 9). Ветер не должен дуть вдоль доски, иначе снос запаха из банок будет затруднять работу собаки. Помощник находится у дифферинцировочной установки, ловит предмет, брошенный дрессировщиком и кладет его в банку с закладкой НВ.
Предмет в банке с закладкой не помещается, поэтому собаке будет легко взять его. После каждого пуска, пока дрессировщик выполняет пробежку, помощник меняет банки местами и оставляет свой запах на всех банках. С первого же занятия не должно быть видно, что находится в банках (вдоль стенок выкладывается бумага).
При каждом подходе выполняется 2-3 пуска собаки на дифференцировку. Всего таких подходов каждый должен сделать 2-3 на занятии. Все остальные банки, не имеющие закладки НВ снаряжаются материалом, полностью идентичным материалу, из которого изготовлен апортировочный предмет. То есть, если мы используем на занятиях веревочный предмет, в который вплетена полоска ткани, активизированной запахом НВ, В банки необходимо заложить такую же веревку и такую же ткань, хранившиеся в тех же условиях, но, естественно, без запах НВ.
На «посторонних» закладках должен быть также комплексный запах людей — от помощника до дрессировщика. Проще говоря, запах предмета, находящегося в искомой банке, должен отличаться от запаха остальных банок только наличием НВ. После каждого занятия банки должны мыться и высушиваться.

Занятие № 2. (общий номер -3)
Выполнение упражнения № 9 (см. подготовительные упражнения) на объектах досмотра. Упражнения, выполняемые на данном занятии, отличаются действиями помощника и закладкой апортировочного предмета в зону распространения запаха от НВ — закладки.
Предмет должен быть заложен таким образом, чтобы собаке было трудно его достать. Когда собака обнаружит предмет, дрессировщик жестом и командами вызывает «поведение при сработке». Как только это поведение проявлено, дрессировщик помогает собаке взять предмет, поощряет ее и выполняет побежку. Не надо давать предмет с рук, нужно быстрым движением выбросить его из машины, пусть собака поймает его на лету или подберет с земли. Для проведения занятия № 2 необходима такая же материальная база и обеспечение, как и для проведения занятия №1.

Упражнение № 1 — досмотр автотранспорта.
Один раз выполняем упражнение № 1 занятия № 1. После поощрения собаки и пробежки
дрессировщик занимает исходное положение у автомашины. Предмет №1 уже заложен. Помощник, поймав предмет №2, привлекает внимание собаки и начинает движение в направлении против часовой стрелки, засовывая руку с предметом на нижние детали машины. Помощник прорабатывает машину до конца, замыкая полный круг. По пути помощник прикасается к машине ладонями, чтобы исключить ориентирование собаки на индивидуальный запах помощника. Закончив работу у ближнего бампера, помощник показывает собаке пустые руки и отбегает в сторону. После занюхивания дрессировщик жестом и командой пускает собаку на досмотр, придерживая короткий поводок. Собака должна проработать машину по часовой стрелке, начиная с точки, где помощник трогал машину в последний раз, и заканчивая обнаружением закладки. Схемы движения, помощника,
дрессировщика и собаки показаны на рисунке № 10 . Обнаружив закладку и апортировочный
предмет, дрессировщик должен вызвать у собаки «поведение при сработке», после чего выбросить предмет из машины. Отрабатывая данное упражнение, необходимо прятать предмет так, чтобы его не было видно собаке, заставляя тем самым ее работать на запах. И все же, дав сработку, собака должна видеть, что предмет появляется именно из зоны запаха НВ. Общий режим и количество упражнений аналогичны занятию № 1. Не следует отвлекаться закладкой НВ в дальние по ходу движения собаки места, иначе собака будет пропускать ближней бампер, колесо и т.д. Необходимо 1-2 раза пускать собаку на машину, где закладка сделана в ближнем колесе, а то и в районе ближних фар (стоп-сигналы).
В последний раз собака должна видеть предмет там, откуда она будет начинать работать.

Упражнение № 2 — досмотр багажа.
Условия выполнения аналогичны упражнению №2 занятия № 1. Поймав предмет, помощник выполняет отвлекающие движения и засовывает руку в поочередно открываемые чемоданы и сумки. Начинать помощник должен от дальнего объекта и заканчивать ближним. В любом случае, предмет находится в чемодане (сумке) с закладкой НВ. Дрессировщик после занюхивания пускает собаку жестом или командой. Если собака сразу обнаруживает искомый объект, дрессировщик вызывает «поведение при сработке», затем поощряет собаку, открывает чемодан (сумку) и дает возможность собаке взять апортировочный предмет. Когда собака берет предмет, она вдыхает запах НВ. Серией упражнений мы вырабатываем у собаки связь между месторасположением предмета и запахом НВ.
Режим упражнений и количество подходов аналогичны занятию № 1.

Упражнение № 3 — досмотр грузов.
Условия упражнения аналогичны упражнению № 3 занятия № 1. Действия помощника и дрессировщика такие же, как при досмотре багажа на данном занятии.

Упражнение № 4 — дифферинцировка.
Все банки имеют фоновый запах, идентичный запаху апортировочного предмета без запаха НВ. Первый раз упражнение выполняется аналогично упражнению № 4 занятия № 1. Когда дрессировщик выполняет пробежку, помощник готовит дифференцировочную установку, закладывает заранее приготовленный второй апортировочный предмет и при повторном пуске имитирует отвлекающие движения, спрятав пойманный предмет за спину.
Режим упражнений аналогичен занятию №1.

Занятие № 3 (общий номер занятия № 4).
К третьему занятию у собак должен быть выработан первоначальный условный рефлекс на объекты досмотра. Собака должна по команде и жесту активно обнюхивать автомашину, багаж, грузы, дифферинцировочную установку без предварительной работы помощника, производимой на глазах у собаки. На занятии № 3 на каждые 2-3 пуска собаки без предварительной работы помощника приходится один пуск по условиям занятий № 2.
На данном занятии помощник уже не прячет апортировочный предмет рядом с закладкой НВ. Поощрение собаки после сработки производится командой «хорошо», поглаживанием, похлопыванием по груди и дачей апортировочного предмета.
Очень важна техника поощрения специальной собаки апортировочным предметом. Грубой ошибкой будет являться дача предмета с рук. Достаточно 1-2 раза поощрить собаку, таким образом, как она начнет разворачиваться на руки дрессировщика, едва уловив запах НВ, и будет очень трудно развернуть собаку на объект досмотра и заставить дать сработку.
Правильным будет следующий порядок дачи предмета. После обнаружения собакой источника запаха НВ, дрессировщик вызывает «поведение при сработке». Поощряя собаку голосом и поглаживанием, дрессировщик незаметно достает апортировочный предмет, держа его сзади собаки, вне поля ее зрения. В момент наиболее активного проявления собакой «поведения при сработке» дрессировщик подбрасывает предмет вверх. Апортировочный предмет должен упасть перед собакой сверху, по возможности произведя больше касаний о машину (если производится досмотр автотранспорта).
После серии упражнений у собаки должна образоваться связь между поведением при сработке (царапание, копание, лай, выдержка в положении лежа и т.д.) и «выпадением» сверху апортировочного предмета. Главное, чтобы собака не переключилась на дрессировщика. Собака не должна при досмотровой работе видеть апортировочный предмет у дрессировщика. Желательно перед занятием 3-5 минут потренировать технику броска. Апортировочный предмет, вылетев из ладони у пояса, должен вращаясь подняться на высоту роста человека и упасть в метре от дрессировщика, в заранее намеченную точку. Предмет должен падать прямо перед носом собаки в момент ее активной работы.

Упражнение № 1 — досмотр автотранспорта.
Дрессировщик занимает исходное положение, дает собаке занюхать источник искомого запаха из контейнера, жестом и командой посылает собаку на досмотр. При обнаружении закладки НВ, после сработки собаки дрессировщик голосом, поглаживанием и выбрасыванием апортировочного предмета поощряет собаку, затем выполняет пробежку.
Выполняется 1-2 повторения, количество подходов 3-4. После каждых 2-3 пусков (зависит от активности собаки) для более заинтересованной работы выполняется упражнение № 1 занятия № 2.
Однако в исходном положении дрессировщик имеет два предмета, один из которых бросает помощнику, а другой оставляет себе, поощряя им собаку при сработке. Помощник, производя имитацию закладки, забирает предмет и отходит в сторону (собака не должна видеть того, что предмет остался в руках у дрессировщика).

Упражнение N 2 — досмотр багажа.
Дрессировщик занимает исходное положение, дает собаке занюхать источник искомого запаха из контейнера, жестом и командой посылает собаку на досмотр. 5-6 объектов досмотра располагаются в один ряд, ветер боковой. Нельзя давать собаке бегать вдоль ряда, пропуская чемоданы (сумки). Необходимо сразу вырабатывать четкую систему поиска. Если до этого необходимо давать команду и жест на каждый объект досмотра, значит, так необходимо делать до тех пор, пока собака не перестанет пропускать чемоданы (сумки).
Нельзя увлекаться расположением объекта с закладкой НВ только в середине или в конце ряда, иначе собака будет пропускать первый-второй объекты. При обнаружении источника искомого запаха дрессировщик уже не открывает чемодан, он вызывает у собаки «поведение при сработке» и
поощряет собаку голосом, поглаживанием и подбрасыванием апортировочного предмета.
Режим упражнения аналогичен режиму упражнения № 1 данного занятия. При работе с помощником он уже не оставляет предмет в чемодане (сумке), объект не открывается и поощрение производится так же, как описано выше.

Упражнение № 3 — досмотр груза.
Упражнение выполняется аналогично упражнению № 1 № 2 данного занятия. Упражнение № 4 — дифференцировка. На банки надеваются крышки с отверстиями. Во всех банках находится носитель фонового запаха (см. занятие № 1 упражнение № 4).
В одной из банок находится закладка НВ. При обнаружении собакой источника искомого запаха дрессировщик вызывает «поведение при сработке», поощряет собаку и подбрасывает апортировочный предмет. Он должен упасть прямо на банку с закладкой НВ. Через 2-3 пуска производится пуск собаки с предварительной работой помощника. Поймав апортировочный предмет, помощник имитирует закладку, опустив руку за каждую банку и уходит. Второй предмет дрессировщик использует как поощрение при сработке.

Материальная база и обеспечение.
— 4 автомашины; — контейнер для занюхивания — 15 (на каждого);
— 13-14 мест багажа и ручной клади, из них 4-с закладкой НВ;
— 13-14 объектов груза, (из них 4-с закладкой НВ);
— 3 дифференцировочные установки с банками с крышками (две из них — запасные);
— 24 апортировочных предмета с запахом НВ (15 на каждого,5-запасных, 4- на каждую учебную точку как второй предмет);
-10 закладок НВ;
— «фоновые» закладки для дифференциров. установок — 12.

Занятие №4 (общий №6).
Данное занятие полностью идентично занятию № 3, за исключением дифференцировки. Материальная база и обеспечение аналогичны занятию № 3, добавляется посторонняя закладка на дифференцировке (не пищевые и не парфюмерные запахи).

Упражнение N 4 (дифференцировка).
В одну из банок закладываем источник постороннего запаха. Он не должен быть пищевым или парфюмерным. Идеально подходят личные вещи (носки, носовые платки и т.д.).
При работе собак она может принюхаться к источнику отвлекающего запаха (проявляется ориентировочный рефлекс), но сработки давать не должна. Если собака даст сработку на отвлекающий запах, необходимо четко дать жест и команду на продолжение поиска.
При первом-втором пуске банки с источником искомого запаха и с источником постороннего запаха ставятся на разных концах дифферинцировочной установки. При нормальной работе собаки расстояние между ними постепенно уменьшается. В конце занятия собака должна четко дифферинцировать запах НВ от постороннего запаха, источник которого находится в соседней банке. На ранних занятиях через каждые 2-3 пуска производится пуск собаки с предварительной работой помощника.

Занятие N 5 (общий номер 8).
На данном занятии при досмотре автотранспорта, багажа, грузов в одном месте закладываем постороннюю закладку. Отвлекающий запах не должен быть пищевого или парфюмерного происхождения.
Лучше всего закладывать личные вещи (куртки, спортивные костюмы и т.д.). Вещи должны быть только что сняты с людей, а не выстираны или выветрены. Не надо использовать вещи дрессировщика. Желательно закладывать постороннюю закладку так, чтобы собака сначала проходила ее, а затем закладку НВ. К посторонней закладке собака может принюхиваться, но сработку поощрять не надо, нужно жестом и командой заставить ее работать дальше.
Материальная база и обеспечение аналогичны занятию № 3, но добавляются посторонние закладки для А/М, грузов, багажа — по одной; на дифференцировочной установке – для всех банок (кроме закладок НВ).

Упражнение № 1 — автотранспорт.
Закладка с запахом НВ, как и закладка с посторонним запахом, устанавливается так, чтобы ее не было видно. Собака должна ориентироваться только на запах. Следует напомнить, что помощник должен прикасаться к машине по всему периметру, оставив тем самым свой индивидуальный запах.

Упражнение № 2,3 — багаж, грузы.
Объекты досмотра не открываются при сработке! В одном из объектов находятся личные вещи посторонних людей. Режим упражнений аналогичен режиму занятия № 3.

Упражнение N 4 — дифференцировка.
Источники постороннего запаха, принадлежащего разным людям, закладываются во все банки. Следует отметить, что вместе с источниками индивидуальных запахов находятся материалы, из которых изготовлен апортировочный предмет (см. занятие № 1 упр. № 4).

Занятие № 6 (общий номер № 9).
На занятии № 6 начинаем увеличивать количество объектов досмотра. При каждом пуске теперь собака досматривает 2 автомашины, 10-12 мест багажа, 10-12 грузов. Количество закладок НВ 1-2. Дифференцировка выполняется так же, как на занятии N 5. Пуск собаки с предварительной работой помощника применяется только в особых случаях, если собака не проявляет активности. Если собака работает активно, она пускается только с предварительным занюхиванием. Разные закладки НВ должна быть разного объема (массы).

Материальная база и обеспечение.
— 4 автомашины;
— контейнеры для занюхивания — 15 (на каждого);
— 20 мест багажа и ручной клади, (из них 4 с закладкой НВ); 4-запасные; 3-с посторонним запахом;
— 20 мест груза, (расчет тот же, что и по багажу);
— 3 дифференцировочные установки с банками с крышками (все банки заполнены закладками не пищевого и не парфюмерного происхождения);
— 24 апортировочных предмета с запахами НВ;
— 15 закладок НВ;
— отвлекающие закладки для дифференциров. установок — 12.

Упражнение N 1 — автотранспорт.
Количество отвлекающих запахов 2-3. Две машины стоят в одну колонну, правила пуска собаки прежние. Досмотрев первую машину, дрессировщик бегом передвигается ко второй и сходу дает команду и жест. Если закладка НВ находится в первой машине, после обнаружения и сработки машина до конца не досматривается. Поощрив собаку и выполнив пробежку, дрессировщик пускает ее на вторую машину. Общие правила при обнаружении закладки НВ в автомашине досматривать ее до конца не надо. После поощрения собаки инструктор направляет ее на досмотр оставшихся машин.

Упражнение № 2 — досмотр багажа.
12 мест багажа располагаются в один ряд. Ветер боковой. Три места багажа снаряжаются закладкой с посторонним запахом. После каждого пуска тип объекта с закладкой НВ меняется, меняется также его месторасположение.

Упражнение № 3 — досмотр грузов.
12 ящиков располагаются теперь двумя группами. В каждой группе ящики стоят плотно, один на другом. Между группами 3-5 метров.

Упражнение № 4 — дифференцировка.
Проводится аналогично занятию № 5.

Занятие № 7 (общий № 11).
Упражнения №1-3 проводятся аналогично занятию № 6. Материальная база и обеспечение прежние, за исключением: необходимо иметь парфюмерные закладки для дифференцировки (мыло, одеколон, зубная паста и т.д.).

Упражнение № 4 — дифференцировка.
В банках наряду с закладками, применяемыми на предыдущих занятиях, в качестве отвлекающих применяются парфюмерные закладки.

Занятие № 8 (общий № 13).
Количество объектов досмотра остается прежним. Применяется 3-4 посторонних закладки (парфюмерия, мыло, одеколон, зубная паста). Дифференцировка проводится аналогично занятию 7. С данного занятия при выполнении всех упражнений (1,2,3,4) вводятся «пустые» пуски. (Закладка НВ отсутствует). Собака должна обнюхать все объекты досмотра и вернуться к дрессировщику. «Пустых» пусков делают не более 2-3 на занятии, чтобы не снижать активности собаки в работе. Кроме того, 50% пусков должно быть «слепымы», то есть, дрессировщик не знает, где находится закладка.
В дальнейшем количество «слепых» пусков увеличивается до 100%. Таким образом, дрессировщик учится доверять собаке, надеяться на нее и следить за ее поведением.

Занятие № 9 (общий № 14).
Упражнения № 1-3 выполняются аналогично занятию №8. При отработке дифференцировки в качестве отвлекающих запахов применяем запах печенья, хлеба.

Занятие № 10 (общий № 16)
При отработке данного занятия вводим следующие усложнения:
— увеличиваем количество объектов на всех видах досмотра.
— все объекты досмотра заполняются закладками с отвлекающими запахами (2-3 закладки — хлеб, печенье, остальные — парфюмерия и личные вещи).

С этого занятия собака применяется без поводка, однако, до конца курса дрессировки применение собаки без поводка необходимо чередовать с применением собаки на поводке.
Во-первых, если собаку пускать на досмотр только без поводка, то у нее от занятия к занятию будет падать дисциплинированность, собака будет сильно отклоняться от объекта досмотра.
Во-вторых, в ходе службы может возникнуть необходимость применения собаки на поводке (работа в условиях наличия сильных отвлекающих раздражителей). Если собака приучена работать без поводка, на поводке она работать не будет. Поэтому, количество пусков без поводка должно примерно равняться количеству пусков собаки на поводке. На качестве досмотра отрицательно это сказываться не будет.

Материальная база и обеспечение.
— 6 автомашин;
— контейнеры для занюхивания — 15 (на каждого);
— 25 мест багажа и ручной клади, (из них 4-с закладкой НВ; 4-запасные; 3-с закладками печенья, хлеба; остальные-с посторонним запахом);
— 25 мест груза, (расчет то же, что и по багажу);
— 3 дифференцировочные установки с банками с крышками (все банки заполнены закладками хлеба, печенья, и парфюмерии);
— 24 апортировочных предмета с запахом НВ;
— 15 закладок НВ;

Упражнение № 1 – автотранспорт.
Две колонны по три автомашины прорабатываются поочередно. На каждую автомашину приходится по 2-3 закладки с отвлекающим запахом (хлеб, печенье, парфюмерия, личные вещи). Закладок НВ — 1-2 на колонну. После досмотра каждой машины, если закладка НВ не была обнаружена, дрессировщик должен быстро (бегом) двигаться к следующей машине, давать жест и команду. Тем самым у собак вырабатывается навык проработки всей колонны, а не отдельной машины.
При обнаружении закладки НВ после дачи собакой сработки дрессировщик поощряет собаку голосом, поглаживанием и выбрасыванием апортировочного предмета, выполняет пробежку, забирает апортировочный предмет и пускает собаку на досмотр следующей машины.
Часто при «слепом» пуске собаки допускается следующая ошибка — собака пропускает закладку НВ, дрессировщик, не зная, где находится источник искомого запаха, дорабатывает машину до конца. И тут руководитель занятия дает команду на повторный досмотр машины, так как закладка в ней не обнаружена.
Тем самым у собаки вырабатывается стойкий условный рефлекс: с повторного пуска она начинает «серьезно» работать и обнаруживать закладку. Чтобы избежать подобной ошибки, руководитель занятия должен при пропуске собакой закладки действовать каждый раз нестандартно: в некоторых случаях пускать собаку на повторный досмотр машины, иногда – на досмотр нескольких машин (с закладкой и предыдущая), а и иногда нужно проработать все колонну вновь, дождавшись, когда дрессировщик закончит досмотр колонны.

Упражнение № 2 – багаж
15-17 мест багажа и ручной клади заполняются источниками отвлекающих запахов, из них 1-2 хлеб, печенье; 3-4 парфюмерия; остальные — индивидуальные запахи людей.

Упражнение № 3 – грузы
15-17 ящиков ставится в 3-4 кучи, заполненные аналогично упражнению № 2.

Упражнение № 4 — дифференцировка.
В качестве отвлекающих запахов используются хлеб, печенье.

Занятие № 11 (общий № 18)
Материальная база обеспечение аналогичны занятию №10. При выполнении упражнения № 2,3 увеличиваем количество объектов с запахами пищевого происхождения до 5-7. При выполнении дифференцировки в качестве источников отвлекающего запаха используем сало, мясо.

Занятие № 12 (общий № 19)
Упражнения № 1-4 выполняются аналогично занятию № 11, однако, в качестве отвлекающих запахов используются сало, мясо (каждая отвлекающая закладка пищевого происхождения).

Занятие № 13 (общий № 21)
Количество объектов досмотра остается прежним. В качестве закладок с источником отвлекающих запахов применяются вещества всех типов — от индивидуальных запахов людей до парфюмерии и запахов пищевого происхождения.

Занятие № 14 (общий № 23)
На данном занятии вводятся следующие усложнения:
— увеличиваем количество объектов на всех видах досмотра;
— вводим комплексирование источника искомого запаха с источником отвлекающего запаха.
Если раньше собака должна была определить и обозначить сработкой (дифференцировать) источник запаха НВ из ряда посторонних запахов, то теперь искомый запах смешиваете с посторонним. Это достигается совместной закладкой НВ и постороннего вещества (в одну банку на дифференцировочной установке, в один чемодан или ящик, в один тайник на машине).
На занятии № 14 последнее усложнение вводим только на дифференцировке.

Материальная база и обеспечение.
— 6 автомашин;
— контейнеры для занюхивания, апортировочные предметы (на каждого);
— 30 мест багажа (из них 4-с закладкой НВ 4-запасные; остальные (22 шт.) — заполнены источниками бытовых, личных, парфюмерных запахов а также запахов пищевого происхождения);
— 30 мест груза, (расчет тот же);
— 3 дифференцировочные установки с комплектом закладок всех типов;
— 15 закладок НВ;

Упражнение № 1 — автотранспорт.
Выполняется аналогично предыдущим занятиям. Транспорт выстраивается в две колонны по 4 и 2 машины. Колонна из 4 машин имеет 1-2 закладки НВ и служит для выработки навыка досмотра колонны (если собаку постоянно пускать на досмотр только 2 машин, после второй машины собака будет отказываться от работы даже в случае, если нет физической усталости, и собака находится в активном состоянии).
Колонна в две машины имеет большое количество закладок с отвлекающим запахом.

Упражнение № 2 — багаж.
Объекты досмотра располагаются в два параллельных ряда. Несколько раз нужно проработать с собакой на поводке, чтобы выработать у нее систему досмотра: сначала досматривается один ряд, затем другой.
После того, как собака самостоятельно будет прорабатывать один ряд за другим, через каждый пуск можно отцеплять поводок.
Такая система досмотра сводит к минимуму риск пропуска чемоданов, сумок (при бессистемной работе собака может просто не осмотреть некоторые из объектов). Все объекты, не имеющие запаха НВ, должны содержать закладки источников отвлекающих запахов.

Упражнение № 3 — грузы.
20-22 ящика, ставятся в 4-5 куч. Расчет количества и тип закладок аналогичен упражнению № 2.
Действия дрессировщика при досмотре грузов похожи на действия дрессировщика при досмотре автотранспорта. Один крупногабаритный ящик или несколько ящиков меньших габаритов, сложенных в кучу, принимается за объект досмотра. Жест и команда подаются дрессировщиком при посыле собаки на объект, а также, при отвлечении внимания собаки.

Упражнение N 4- дифференцировка.
На данном занятии, при выполнении упражнения № 4 вводим комплексирование искомого запаха с отвлекающим запахом. Для проведения занятия готовим 3 дифференцировочные доски. На каждой из них в качестве запаха, используемого в комплексе с запахом искомого вещества, применяем индивидуальные запахи людей. На трех досках интенсивность «примеси» должна быть разной. Собаки пускаются на разные доски. К концу занятия собаки должны уверенно обнаруживать источники искомого запаха в комплексе с самой интенсивной «примесью».

Занятие № 15(общий № 24).
Условия, обеспечение, материальная база и выполняемые упражнения полностью соответствуют занятию №14. Занятие № 16 (общий № 26). Условия, обеспечение, материальная база соответствуют занятию № 14. К данному занятию количество «пустых» пусков (закладка НВ отсутствует) должно составлять не менее 50% .

Занятие № 17(общий № 28).
Количество объектов досмотра, состав закладок и источников отвлекающих запахов соответствует занятию № 14. При отработке упражнений 1-3 вводится комплексирование запаха НВ с индивидуальными запахами людей.
При отработке упражнения № 4 (дифференцировка) вводится комплексирование искомого запаха с парфюмерными запахами. Здесь нужно соблюдать осторожность: если сильно пахнущее вещество попадает на мешочек с НВ, то посторонний запах стойко сохраняется. При использовании такой закладки в дальнейшем может возникнуть нежелательный условный рефлекс, собака будет ориентироваться на посторонний запах. Поэтому, необходимо аккуратно обращаться с такими веществами, как одеколон, мясо, сало и т.д.

Занятие № 18 (общий № 29)
На данном занятии увеличиваем количество объектов досмотра. Материальная база и обеспечение.
— 6 автомашин (5- в колонну, одна отдельно);
— контейнеры для занюхивания, апортировочные предметы (на каждого);
— 34 мест багажа (из них 4-с закладкой НВ 4-запасные; остальные (26 шт.) — заполнены закладками разных типов).
— 34 ящика, ( расчет тот же);
— 3 дифференцировочные установки;
— 15 закладок НВ;

Упражнение № 1 — автотранспорт.
Пять машин досматриваются как одна колонна, на одной машине отрабатываются наиболее сложные комплексные закладки.

Упражнение № 3 – грузы
25-27 ящиков ставятся в 5-6 куч. Упражнения № 2,4 выполняются аналогично предыдущим занятиям.

Занятие № 19 (общий № 31)
При выполнении упражнений 1-3 вводим комплексирование искомого запаха с запахами парфюмерного происхождения. При выполнении дифференцировки (упражнение № 14) запах НВ комплексируется с запахом пищевого происхождения.

Занятие № 20 (общий № 33)
Материальнаябаза, обеспечение и отрабатываемые упражнения полностью соответствуют занятию № 19.

Занятие № 21 (общий № 34)
При отработке упражнений 1-3 вводим комплексирование источника запаха НВ с запахами пищевого происхождения.

Упражнение № 4 -аналогично занятию № 19.
Занятие № 22 (общий № 36) На данном занятии количество объектов досмотра увеличивается до 6 автомашин, 30-32 мест багажа, грузов. Материальная база остается прежней, количество объектов досмотра увеличивается за счет запасных мест багажа (грузов). Отработка упражнений аналогична занятию № 21.

Занятие N 23 (общий N 38)
На данном занятии начинаем вводить маскировку искомого запаха с запахом табачных изделий. Если раньше мы применяли только отвлекающий запах (НВ и постороннее вещество закладываются отдельно), то теперь применяем комплексный запах (НВ и постороннее вещество закладываются в одном месте). Маскировка – это применение сильного отвлекающего запаха как в комплексе с искомым, так и отдельно. Машина (багаж, грузы) должны нести сильный фоновый запах, призванный отвлечь внимание собаки от запаха НВ. На занятиях № 23 при выполнении всех упражнений в объект досмотра (автомашина, ряд чемоданов, куча ящиков, все банки на дифференцировочной установке, в том числе и банка с закладкой НВ) Закладываются табачные изделия.

Занятие № 24 (общий № 39)
Вводится маскировка источником запаха парфюмерного происхождения.

Занятие № 25 (общий № 41)
При отработке всех упражнений вводится маскировка источниками запаха пищевого происхождений.

Занятие № 26 (общий № 42)
Количество объектов досмотра доводится до нормативныхтребований.

Материальная база и обеспечение.
— 8 автомашин; — контейнеры для занюхивания, апортировочные предметы (на каждого);
— 40 мест багажа (из них 4-с закладкой НВ);
— 40 мест груза, (4 — с закладками НВ);
— 3 дифференцировочные установки;
— 15 закладок НВ;

Занятие № 27 (общий № 43)
Обеспечение, материальная база и проводимые упражнения
полностью аналогичны занятию № 26.

Занятие № 28
Итоговое занятие по досмотру транспортных средств, грузов, багажа.

Описание упражнений отрабатываемых на занятиях по обыску местности и помещений.
( Занятия № № 5, 10,15, 20, 25, 30, 35, 40, 44).
Всего 9 занятий.

Занятие № 1 (общий № 5)
На первом занятии по обыску местности и помещений проводим подготовительные упражнения. На местности разбивается прямоугольник 25 X 50 (показан на рисунке 11). Ветер должен быть встречным. При выработке у собаки навыка зигзагообразного движения по местности рис.12 движения должен быть одними и теми же, как в начале курса дрессировки, так и в конце. Ширина обрабатываемой собакой полосы остается постоянной — 25 метров. В принципе, цифра 25 метров может быть изменена, но в данном случае она определяется длиной поводка. При длине поводка 12 м. дрессировщик идет посередине и отпускает собаку на всю длину вправо — влево. В сумме получается 25м. Если в начале курса дрессировки мы будем заставлять собаку двигаться зигзагообразно по полосе шириной 10 м., затем увеличим ее до 25 м., а затем до 50 м., то будет очень сложно выработать у собаки навык самостоятельного зигзагообразного движения.
При постоянной ширине полосы движения вырабатывается условный рефлекс на расстояние, пробегаемое собакой до разворота.
По тем же причинам необходимо остроту углов на зигзаге оставлять постоянной. Между соседними углами должно быть расстояние 5-7 метров. Роль встречного ветра показана на рисунке № 11. При боковом ветре возможен пропуск закладок, даже при точном выполнении зигзагообразного движения. При встречном ветре собака срабатывает на пересекаемый ею шлейф запахового облака, оставляемый источником запаха НВ. Следует заметить, что использование встречного ветра с данной целью возможно при условии, что пуск собаки на обыск местности будет произведен не ранее, чем через 15 минут после разбрасывания предметов. За это время даже при слабом ветре запаховое облако успеет увеличиться и распространиться по ветру. Если же пускать собаку сразу после разбрасывания предметов, возможен пропуск даже сильно пахнущих закладок НВ только потому, что запах не успел распространиться.
Паузу после разбрасывания предметов нужно выдерживать всегда, работая на местности. Исключением является проведение первого занятия.
Цели первого занятия следующие:
— приучение собаки к условиям местности, помещений;
— выработка системы поиска (зигзагообразное движение в полосе шириной 25 метров);
— выработка у собак четкого рефлекса движения вперед на жест и команду «ищи».
Подготовительное упражнение, отрабатываемое на первом занятии, проводится следующим образом. Дрессировщик медленно идет по центру полосы (полоса 25 X 50 метров) размеченной флажками. За дрессировщиком вплотную идет помощник, неся в руках 6-8 апортировочных предметов с запахом НВ. На предметах запаха дрессировщика быть не должно. Пройдя 2-3 шага, помощник бросает предмет вправо, стараясь положить его у границы обрабатываемой полосы местности. Дав команду «ищи» и жест в сторону предмета, дрессировщик посылает собаку за предметом. Если собака движется неактивно или в неверном направлении, дрессировщик сам должен бежать к апортировочному предмету, выполняя жест и направляя тем самым собаку. Поощрив ее за поднятый предмет, дрессировщик возвращается на центральную линию. Помощник бросает следующий предмет только после того, как дрессировщик заберет у собаки предыдущий. Следующий
предмет бросается в противоположную сторону, в данном случае влево.
С первого занятия необходимо менять места. Один прямоугольник разбивается на траве, один на асфальте. Окружающая обстановка должна быть максимально приближена к условиям, в которых собаки будут применяться. Для собак КПП обязательно наличие рядом с местами занятий трассы, очереди из машин, большого количества людей. После 2-3 разовой отработки описанных упражнений на травяной и асфальтовой площадке необходимо 2-3 раза выполнить то же самое помещениях.
Выбор руководителем помещения для занятий определяется возможностями организации, проводящей дрессировку специальных собак. Наиболее благоприятным будет приближение условий дрессировки к условиям залов ожиданий аэропортов, авто — и морвокзалов, железнодорожных станций. В дальнейшем следует помнить, что занятия необходимо проводить не только в залах, но и на лестницах, в коридорах, в служебных и подсобных помещениях, в подвалах, на чердаках и крышах. При обыске помещений, естественно редко удается сохранить схему поиска, аналогичную схеме движения собаки при обыске местности. В помещении собака действует только по командам и жестам дрессировщика. Инструктор сам должен следить, какие участки помещения следует осмотреть, какие еще не проверены собакой. План обыска составляется в зависимости от объема, формы и заполненности помещения багажом, другими объектами, людьми.
Хотя вопросы тактики применения собак в данную разработку не входят, при дрессировке стоит учитывать: специальная собака практически никогда не применяется для 100-процентного обыска или досмотра. Проверки подвергаются только наиболее вероятные места укрытия закладки НВ, наиболее подозрительные объекты. Поэтому, при дрессировке собак для обыска местности и помещений, следует стремиться к более качественной проработке отдельно взятых участков, а не к более полному обыску объемов или площадей. На первом занятии необходимо указанным образом выполнить 2-3 обыска на травяном покрытии, 2-3 на асфальтовой площадке и 2-3 в помещении.

Занятие № 2 (общий № 10)
При обыске местности каждый пуск прорабатываем полосу шириной 25 м., длиной до 100м. При обыске помещений площадь обыскиваемой зоны примерно равна той же площади. На втором занятии пуск собаки осуществляем на заранее подготовленный участок. Апортировочные предметы должны лежать рядом с закладками НВ, в зоне распространения искомого запаха. На данном занятии еще рано прятать предметы, они должны лежать открыто, на уровнях от 0 до 0.5 м.
При каждом пуске собака должна пройти 1-2 закладки с отвлекающим запахом (индивидуальный запах постороннего человека). Сложность такой работы соответствует сложности отрабатываемых в это время упражнений по досмотру транспортных средств, грузов, багажа (см. программу дрессировки специальных собак). Следует помнить о том, что после закладки источников запаха НВ, источников отвлекающих запахов должно пройти не менее 15 минут, прежде чем можно будет пускать собаку. После обнаружения собакой апортировочного предмета дрессировщик поощряет собаку, дает возможность взять предмет в зубы, выполняет короткую пробежку, после чего забирает предмет и продолжает работу.

Занятие № 3 (общий № 15)
На данном занятии вводятся следующие усложнения: источник запаха НВ маскируется, апортировочный предмет на местности отсутствует, дрессировщик его использует только для подкрепления;
— с одного пуска собака прорабатывает две полосы 25 X 100 метров, идущих параллельно;
— на местности находятся местные предметы высотой до 0.5 метров (в зале — соответственно);
— закладки с отвлекающим запахом — парфюмерия. Высота закладываемых источников запахов НВ — 0 — 0.5 м.
Местность, на которой проводится занятие, должна быть заслежена. Специальная собака не должна реагировать на запахи людей, животных, транспортных средств. На данном занятии дрессировщик дает поощрение только за сработку собаки или за добычу собаки апортировочного предмета.

Занятие № 4 (общий № 20) Усложнения:
-с одного пуска собака прорабатывает две полосы 25 X 100 метров;
— местность с отдельно стоящими деревьями, кустами;
— высота закладываемых источников запахов НВ — 0 — 1 м.;
— закладки с источниками отвлекающего запаха пищевого происхождения (мясо, сало).
На данном занятии продолжаем вырабатывать у собак систему активного поиска, поведение
при сработке. Две полосы размещаются параллельно, одна примыкает к другой.

Занятие № 5 (общий № 25) Усложнения:
-местность: две полосы по 100 м. с ямами, деревьями, кустами;
— источник искомого запаха закладывается в ямах, поднимается на высоту до 1.5 метра. В помещениях желательно использовать вентиляцию, столы, трубы, батареи центрального отопления, багаж и грузы;
— закладки с источниками отвлекающих запахов всех типов — от индивидуального запаха человека до пищевых запахов.
При работе на местности, а особенно в помещениях с усложненными закладками следует помнить, что чем лучше спрятан источник запаха НВ, тем больше времени должно пройти, прежде чем запаховое облако достаточно распространится.

Занятие № 6 (общий № 30) Усложнения:
-разнообразная местность — от поля до леса;
— площадь увеличивается до 3 полос 25 X 100 метров;
— источник искомого запаха располагается на высоте до 2 метров;
— вводится обыск складских и подсобных помещений;
— запах НВ комплексируется с индивидуальными запахами людей. На данном занятии вводятся разнообразные виды местности: лес, поле, перелесок, асфальт; в помещениях: залы ожидания, склады, подсобные помещения.
На каждом участке обыск можно будет произвести один раз каждой собакой. Только в крайнем случае, если собака на незнакомом участке проявит сильную ориентировочную реакцию, можно будет пустить ее на этот участок второй раз.
Естественно, все участки должны быть заранее подготовлены, закладки заложены.
Каждый помощник руководителя занятия организует отработку упражнений на двух-трех участках.

Занятие № 7 (общий № 35) Усложнения:
-местность разная, сильнопересеченная, с местными предметами (сено, сараи, гаражи);
— площадь: четыре полосы по 25 X 100 метров (итого квадрат 100 X 100 метров);
— работа на лестницах, в подвалах, на чердаках, на крыше, в туалетах и т.д.;
— комплексирование искомого запаха с запахами всех типов — от индивидуальны запахов людей до запахов пищевого происхождения.
При работе на местности обыскиваются все местные предметы, находящиеся на участке.

Занятие № 8 (общий № 40)
На данном занятии наряду с комплексированием запахов вводим маскировку источника запаха запахами табака, парфюмерии, индивидуальными запахами людей. Кроме того, обыск местности и помещений проводится комплексно: дрессировщик с собакой прорабатывает участок, прилегающий к автостоянке местности, работает на асфальте и заходит в помещение. Работу заканчивает только после обыска помещения.

Занятие № 9 (общий № 44)
Проверочное занятие по обыску местности и помещений. На данном занятии проводится также контроль выработки навыков послушания.
Кроме досмотра автотранспорта, грузов, багажа, обыска местности и помещений специальная собака должна владеть навыками послушания. Общий принцип таков: чем больше вниманию уделяется послушанию, тем ниже результаты в специальной дрессировке. Даже у хорошо работающих собак при увеличении интенсивности занятий по послушанию сразу падает уровень специальной подготовки. Поэтому, дрессируя специальных собак, не стоит увлекаться общей дрессировкой. Собака, предназначенная для поиска и обнаружения НВ, должна владеть навыками послушания в объеме, необходимом для практической службы.
Для отработки упражнений по послушанию отведен один день в неделю, десять занятий за курс (см. программу). Послушанием следует заниматься только в этот день, и, если есть необходимость, в один из свободных дней. Ни в коем случае нельзя отрабатывать послушание в дни, когда производится работа по спецкурсу. В случае если замечены признаки передрессировки и проведен профилактический отдых, собака переводится на облегченный режим работы, где отработка послушания отсутствует полностью.
Для практического использования хорошим ориентиром может служить несколько измененный норматив FH-1 раздел В (розыскная собака первой ступени, раздел В-послушание).
Ниже приведен указанный норматив, приспособленный к требованиям, предъявляемых к специальной собаке. Изменения коснулись упражнения № 2,где выстрела заменены шумом запускаемого двигателя, и упражнения № 5,в котором препятствие заменено автомобилем.
1).Дрессировщик с собакой на поводке из строевой стойки начинает движение вперед, предварительно подав команду «рядом». Пройдя 40-50 шагов, дрессировщик поворачивается кругом через левое плечо. Пройдя 10 шагов, дрессировщик пробегает, а затем проходит медленно 10-15 шагов. Дойдя до начальной точки, дрессировщик останавливается. Собака должна сесть самостоятельно. После паузы в 5 секунд дрессировщик должен выполнить не менее одного левого, правого поворота и поворота кругом. После чего дрессировщик с собакой проходит через группу из 3-5 человек и останавливается. Люди двигаются свободно на расстоянии 2-3 метров от собаки. Команда «рядом» дается только при начале движения и при смене темпа.
2).Дрессировщик в начальной точке отстегивает поводок, оставляет его на месте или
вешает через правое плечо, после чего выполняет упражнение № 1.Проход через группу людей уже не выполняется. Во время выполнения упражнения на расстоянии 15-20м грузовой автомобиль запускает двигатель.
3).Посадка из движения. Пройдя 10-15 шагов с собакой в положении «рядом» без поводка, дрессировщик дает команду «сидеть». Оглядываться, замедлять темп движения нельзя. Пройдя 15 шагов, дрессировщик останавливается, выдерживает паузу в 5 секунд, поворачивается кругом, снова стоит 5 секунд, подходит к собаке и становится справа от нее.
4).Укладка с подзывом. Пройдя 10-15 шагов, дрессировщик дает команду «лежать». Не
оглядываясь и не снижая темпа движения, дрессировщик проходит 10-15 шагов, останавливается, выдерживает паузу не менее 5 сек, поворачивается кругом. После повторной паузы не менее 5 сек, дрессировщик голосом подает команду «ко мне». Собака должна быстро подбежать и
сесть перед дрессировщиком. После паузы 5сек. дрессировщик подает команду «рядом», по которой собака должна быстро сесть у левой ноги дрессировщика.
5).Преодоление препятствий. По команде «вперед» собака должна прыгнуть в кузов автомобиля и оставаться там не менее 15 сек. до команды «ко мне». Дрессировщик может оказывать помощь собаке. Главное, что должно оцениваться при выполнении этого упражнения — активное стремление собаки прыгнуть в кузов автомобиля, спокойное и уверенное поведение в кузове.
6).Укладка собаки с выдержкой. Уложив собаку, как указано в описании упражнения № 4,дрессировщик уходит на 15шг и останавливается. Оглядываться нельзя. Собака должна оставаться в положении лежа до тех пор, пока дрессировщик не подойдет и не заберет ее. Проверяющий дает команду дрессировщику на окончание упражнения только после того, как следующий дрессировщик выполнит нормативы 1-5.
Поощрение собаки производится после выполнения каждого упражнения. За повторные и
дополнительные команды оценка снижается.

Поиск НВ. 5. Описание упражнений: 1 комментарий

  • 01.03.2013 в 17:41
    Permalink

    В занятии 2, в упражнении № 4 (дифференцировка):
    «Когда дрессировщик выполняет пробежку, помощник готовит дифференцировочную установку, закладывает заранее приготовленный второй апортировочный предмет и при повторном пуске имитирует отвлекающие движения, спрятав пойманный предмет за спину».
    Хочется уточнить, что за ОТВЛЕКАЮЩИЕ движения? Я так понимаю, это имитация закладывания предмета в банки, а сам предмет незаметно для собаки прячется помощником за спину. Так?

    В занятие 3, упражнение № 1:
    «Однако в исходном положении дрессировщик имеет два предмета, один из которых бросает помощнику, а другой оставляет себе, поощряя им собаку при сработке. Помощник, производя имитацию закладки, забирает предмет и отходит в сторону (собака не должна видеть того, что предмет остался в руках у дрессировщика)».
    Данный момент не совсем понятен. Получается у помощника остается один предмет, который ему кинул дрессировщик и у самого дрессировщика также остается еще один апортировочный предмет. Если это так, то это нарушение данной методики.
    В статье «Поиск НВ. 3. Методика и техника дрессировки» при описании материальной базы, в пункте 2 было следующее: «Мы учим собаку реагировать в любое время и в любых условиях на источник искомого запаха, а если контейнер находится в кармане дрессировщика, он фактически приучает собаку спокойно реагировать на запах НВ». Так как апортировочный предмет также имеет запах НВ, то и его не должно быть в руках дрессировщика. Оба предмета должны быть у помощника и ветер от него не должен дуть в сторону собаки.

    В занятие № 2 (общий № 3), в упражнение № 1 – досмотр автотранспорта:
    «В последний раз собака должна видеть предмет там, откуда она будет начинать работать».
    Хотелось бы более подробного описания данного момента. Значит ли это то, что последний пуск необходимо делать на автомобиль, закладка НВ в котором сделана ближе к начальной точке? Или это означает, что забрав апортировочный предмет у собаки, его необходимо в завершении работы бросить на ближнюю от точки пуска собаки деталь автомобиля (бампер, фары, переднее колесо)? Последнее, если не ошибаюсь, встречается достаточно часто.

    И еще вопрос. Не выработается ли нежелательная связь у собаки, если ей постоянно давать занюхивать образец с запахом НВ. Не начнет ли она искать только занюханное ею НВ?

Добавить комментарий